Введение прикорма

Как вводить прикорм на втором, третьем и четвертом этапе. Причины расстройства ЖКТ при вводе прикорма и пути решения

«Очень важно распознавать различия между детьми в их готовности по своему развитию к введению прикорма, а значит и признавать индивидуальные схемы в темпах введения различных продуктов для прикорма»

Эту цитату из методических рекомендаций ВОЗ я привела намеренно в самом начале, для того, чтобы в очередной раз заострить ваше внимание, что нет никаких четких норм ввода прикорма в граммах и миллилитрах, также как и в продуктах. Ни одна таблица не может охватить особенности каждого ребёнка. В связи с этим мамам важно помнить главное: схема прикорма — это одно, а реальность процесса иное. Схема прикорма, это ваш ориентир, призванный направить, но не загнать в рамки.

Статья будет построена следующим образом

  • сначала я в общем распишу оставшиеся 3 этапа ввода прикорма (2 — 3 — 4) для грудных детей первого года жизни. Если вы пропустили первый этап, читайте тут https://www.mama-nika.ru/tablitsy-i-shemy-vvedeniya-prikorma-rebyonku-pravila-vvoda-produktov-na-pervye-6-nedel/;
  • далее рассмотрю основные причины проблем ЖКТ при вводе прикорма (понос, запор, боли в эпигастрии, аллергия) и как их избежать.

Второй этап ввода прикорма: развитие навыков

Первый этап ввода прикорма позади. Кажется, можно расслабиться: ребёнок освоился и скорее всего уже уверенно взял ложку. Однако не спешите, впереди самое главное: становление правильного пищевого поведения через разнообразие вкусов.
Ко второму этапу ребенок уже достиг следующих показателей развития (если вы начали прикорм в районе 6 месяцев и позже).

  • способность сидеть без поддержки;
  • способность перекладывать предметы из руки в руку;
  • способность «жевать» пищу кусочками.

На втором этапе вводятся мясо и фрукты. Напомню, на первом этапе мы уже ввели на завтрак безмолочные каши без глютена и овощи на обед. На втором этапе мы будем экспериментировать со вкусами, добавляя к ним новые (мясо, фрукты).

Мясо и фрукты также следует начинать с наиболее гипоаллергенных. Мясо: индейка, кролик, позже телятина (не! говядина); фрукты: сезонные яблоки и груши, чернослив. Остальные фрукты, например, цитрусовые, персики, ягоды лучше перенести ближе к году в виду большого количества сахара, повышенной кислотности и аллергичности.
Грудное молоко по-прежнему остается основной пищей и питьем, вероятно уже с меньшей интенсивностью. Параллельно предлагается вода (чистая питьевая некипяченая), после освоения воды можно предлагать компот из сухофруктов (яблоко, груша). Особенно хорошо компот при склонности к запорам.
В этот же период можно пробовать кашу с глютеном (овсянка, пшеница) по-прежнему без молока и сахара. С десертами также лучше повременить, можно давать кусочек белого хлеба.

К концу второго периода плавно появляется ужин. Считается, что лучше не отодвигать ужин позднее 18:00, так как отличная от молока более грубая пища активно запускает перистальтику, а ночью маме и ребенку нужно высыпаться. Конечно, это не является запретом, только именно маме придется потом решать проблемы более позднего ужина.

Третий этап: развитие более точных навыков и появление зубов

На этом этапе у ребёнка развиты следующие способности:

  • брать пищу маленькими кусочками,
  • переправлять кусочки пищи в рот и жевать.

На этом этапе важно предлагать еду, которую можно брать и есть пальцами.
Также сама пища становится более густой по консистенции.
Все жидкости даются в чашке, из которой ребенок пьет самостоятельно. Не стоит поить ребёнка, можно показать, помочь взять чашку и не более.

☕️ Лайф-хак: на первом этапе чашка должна иметь форму пиалы — невысокая, широкая, донышко значительно уже верха, т.к. дети до 1,5 лет не имеют навыка запрокидывать голову назад, поэтому не могут выпить всё из большой высокой кружки.

На этом этапе некоторые мамы по необходимости или желанию завершить грудное вскармливание начинают форсировать процесс и заменять кормления прикормом. Действительно, это прямой путь к сокращению лактации и сведению её на нет.
Однако с этого периода прикорм уже нельзя будет называть естественным. Более правильно будет говорить о прикорме по требованию взрослого или педиатрическом прикорме.

По ВОЗ:

«Кормление грудью по требованию должно продолжаться,
чтобы обеспечивать постоянное поступление энергии с грудным
молоком.»

Потребность в грудном молоке начнет уменьшаться по мере роста ребенка. И это решает именно ребенок. Кто-то быстро освоится с новой пищей, кому то потребуется все 12 месяцев.

Согласно методическим рекомендациям ВОЗ, на которые мы ссылаемся в этой статье, вводить в рацион молоко не рекомендуется до 12 месяцев.

Однако, современное представление врачей превентивной медицины (т.е. тех, кто работает «на опережение») о «молоке» несколько иное. Об этом подробнее мы говорим на курсе «Прикорм с умом» https://www.mama-nika.ru/kurs-prikorm-s-umom/ . Эта статья написана по 2-ум конкретным документам (указано выше) и не учитывает мнение автора (т.е. меня как консультанта). Все плюсы, а точнее минусы цельного молока и его отличие от кисломолочной продукции мы разбираем именно на курсе, конечно со ссылками на другие источники. Самостоятельно Вы можете изучить этот вопрос в учебнике «Диетология Барановского», раздел «Пищевая непереносимость».

Также в этот период можно начинать вводить: желток яйца, немного детского творога (не путайте со взрослым или домашним в них слишком большое содержание белка и выше кислотность, плюс детский имеет более подходящую текстуру для малыша), немного сыра, бобовые, немного кефира (с 9 мес.). Также не забывайте давать пищу большими кусками, которую ребенок будет брать пальцами: кусочки яблока, моркови, поджаренный хлеб, сушка. От сладкого по-прежнему следует воздержаться. Хочу обратить ваше внимание, что ВОЗ не запрещает ввод желтка с 7-8 мес., однако он несёт определённые риски аллергизации, которые важно учитывать (об этом упоминает педиатр Я.Яковлев в своей статье о вводе продуктов первого прикорма). При полноценном развитии ребенка на ГВ особой необходимости в нём нет, ГМ само очень богато жирами, если мама хорошо питается, лецитин также поступает в ГМ из питания мамы. На ИВ ребёнок также получает насыщенные жиры и холестерин в составе смеси. Поэтому здесь нужно оценить потребность в вводе дополнительных насыщенных жиров в принципе. Как? Про прибавкам, конечно.

На этом этапе у грудничка будет уже 3 основных приема пищи и два перекуса. Однако если к концу 3 этапа по каким-то причинам ребёнок уже не кормится грудью, то 5 полноценных приемов пищи.

Однако следует помнить, что резкое увеличение объемов «взрослой» пищи способен без проблем принять далеко не каждый грудничковый ЖКТ. Отсюда важно обязательно наблюдать за реакцией и контролировать процесс совместно с вашим педиатром, раз по-другому никак.

Четвёртый этап: самостоятельное кормление

На этом этапе ребенок получает уже достаточно навыков и информации о вкусах, что может питаться условно самостоятельно. Конечно же под присмотром ухаживающего взрослого.
На данном этапе пища приобретает рубленый или размятый вид, обязательно включаются на каждый прием пищи продукты, которые берутся руками:

«..маленькие кубики фруктов, овощей, картофеля, тоста, сыра и мягкого мяса, чтобы приучать ребенка есть самостоятельно».

Режим питания: 5 разовый. Три основных приема пищи и два легких.

«К возрасту примерно 1 года дети могут есть обычную пищу с семейного стола и не требуют специально приготовленных блюд». (Цитата ВОЗ).

Хотя данный этап и носит название самостоятельного, следует помнить, что оставлять ребёнка без присмотра за столом ещё очень рано. Поэтому мы и говорим об условной самостоятельности. Ребёнок по-прежнему нуждается в поддержке и одобрении, ему может потребоваться помощь взрослого и в конце концов это ещё не очень безопасно. Ребёнок может разыграться, отвлечься и поперхнуться,в этом случае помощь может потребоваться незамедлительно. Также следует помнить, что детям на трапезу необходимо больше времени, это нужно иметь в виду. Пища должна приниматься в комфортной обстановке без спешки. ☝️ Это важный психологический момент .

Проблемы ЖКТ на этапе ввода прикорма

Почему возникает понос, запор, аллергия на этапе ввода прикорма?
Есть несколько причин.
Как правило, в большинстве случаев это взрослые ошибки в тактике прикорма. Поэтому прежде чем лечить следствие этих ошибок, сначала необходимо проанализировать, как устроен сам процесс для ребёнка, соответствует ли он его физическому и психологическому развитию.
Ниже несколько основных причин и пути их решения.

  1. Не готов ЖКТ: вы вводите прикорм слишком рано по возрасту (например с 4 месяцев по рекомендации педиатра).
    4 — 5 месяцев — это совершенно не обязательный возраст для прикорма, в организме не созрели достаточное количество энзимов для переваривания новой пищи. Не каждый ребёнок готов и к 6 месяцам. Реакция ЖКТ на попытки ввести прикорм этому яркое подтверждение. Просто отодвиньте на более поздний срок.
  2. Слишком много
    Вы пытаетесь впихнуть в ребёнка сильно много, чтобы соответствовать норме педиатрических таблиц.
    Не форсируйте события, до года прикорм носит ознакомительный характер. Об этом очень много уже написано в 1 части тут https://www.mama-nika.ru/tablitsy-i-shemy-vvedeniya-prikorma-rebyonku-pravila-vvoda-produktov-na-pervye-6-nedel/
  3. Вы даете слишком много разного
    Вы слишком увлеклись и забыли о правиле постепенности. Также читайте в 1 части.
  4. Аллергия на глютен, яичный белок и БКМ (проявляется воспалением кишечника и болями, нет обычных симптомов пищевой аллергии).
    Вариант один: наблюдать за реакцией и исключать глютен и / или молочные продукты и яйца
  5. Нарушен питьевой режим
    С вводом прикорма предлагаем воду.
    Вода — необходима для всех энергопро­цессов и самого процесса пищеварения в частности (циркуляция крови, очищение, работа мозга).
  6. Не соблюден режим покоя
    Необходимо принимать пищу в покое, т.к. пищеварение происходит корректно в спокойном состоянии (пока симпат­ическая нервная система находится в возбуждении, этого невозможно добиться). Пищеварение относится к функции парасимпати­ческой нервной систе­мы (происходит без участия человека) она опозит симпатической системы. Поэтому пока одна в возбуждении (например в стрессе) — вторая неактивна. Из этого следует, что принимать пищу на бегу нельзя. Это чревато сбоями в работе пищеварительной системы: расстройст­ва и как следствие заболевания ЖКТ.
    Плюс в стрессовых ситуациях гормон адреналин временно прекращает работу ЖКТ, направляя кровь от неё к мышцам.
  7. Лишний воздух в ЖКТ
    Дыхание во время приема пищи должно быть спокойным, чтобы не попадало слишком много воздуха. Поэтому бурно разговаривать во время приема пищи, вести активно беседу, спорить не рекоменд­уется. Кислород из воздуха необходим для процесса распределения энергии, полученной с пищей, в то время как сам процесс пищеварения требует спокойного дыхания.
    Пищеварительная система готовит топливо для всего организма. Поэтому необходимо сразу с первых дней формировать правильное пищевое поведение, направленное на заботу и уход. Чтобы приготовить качественное топливо необходимо соблюдать условия производства, по аналогии с топливом для автомобиля. Можно ездить и на плохом, но недолго и постоянно придётся чинить расходники. Так и с организмом, только тут поменять деталь гораздо сложнее чем на авто и цена его равна здоровью, а в конечном итоге долголетию. Необходимо организовать режим питания, качество продуктов, исключать фаст-фуд и «сорную» пищу. Объяснить ребенку в более позднем возрасте значимость регулярного опорожнения, мягко обучить ребенка этому процессу.

Всё это требует терпения и такта. И в то же время правильно организованный процесс прикорма позволит избежать многих проблем с ЖКТ и сохранить здоровье вашего малыша.